Подвеска автомобиля, это комплекс узлов, устройств и механизмов, предназначенных для сохранения управляемости и гашения инерционных колебаний. Одна из составляющих этого комплекса – амортизаторы. О том, как работает амортизатор, какими они бывают и зачем нужны, а также о признаках неисправности можно узнать из этой статьи.
Назначение амортизационной системы
Начнем с главного – зачем нужны амортизаторы? Во время разгона или торможения из-за противодействия разнонаправленных сил, в том числе инерции и силы тяжести, нагрузка на переднюю и заднюю ось изменяется, причем неравномерно. Так на старте авто словно «приседает», и передние колеса разгружаются, а при торможении напротив, происходит разгрузка задней части машины.
Во время выполнения маневров (прохождения поворотов) наблюдается та же ситуация, но относительно правой и левой стороны транспортного средства, а в комбинации с разгоном и торможением еще и по диагонали. Все это выражается в частичной потере сцепления одного или нескольких колес с дорогой, и главная задача амортизаторов, это гашение колебаний для сохранения горизонтальности положения автомобиля и постоянного плотного контакта, соответственно, уверенности управления.
Кроме того вертикальные колебания, это существенная тряска и даже удары, поэтому еще одно назначение амортизирующей системы, это повышение комфортности. В том числе и относительно кузова (рамы) и других элементов конструкции – чем меньше ударов они испытывают, тем меньше шансов на их преждевременный выход из строя.
Виды автомобильных амортизаторов
Ответ на вопрос, какие бывают амортизаторы, не совсем однозначен. В некоторой степени газовые пружины, листовые рессоры и пневмоподушки являются амортизирующими элементами подвески. Но все это комбинированные узлы с несколькими задачами, и гашение вертикальных колебаний среди них не приоритет. Поэтому в современном автостроительстве выделяют только два варианта устройств, которые называют «классическими» или «чистыми» амортизаторами:
- Гидравлические – работают за счет перетекания жидкости в замкнутой системе через систему клапанов
- Газогидравлические – в резервуарах помимо масляной жидкости присутствует газ, что позволяет работать также за счет сжатия объема
В обоих случаях авто амортизатор можно представить в виде герметичного составного цилиндрического резервуара со штоком, поршнем и клапанами, внутри которого при сборке создается определенный уровень давления. В газомасляных амортизаторах степень давления можно регулировать подкачкой. При такой схеме, если снижается давление внутри цилиндра (колесо «ныряет» в яму), то из-за замкнутости верхняя и нижняя часть будут стремиться сжаться обратно. И наоборот, при сжатии корпусов жидкость будет удерживать поршень.
Если учесть, как должен работать амортизатор каждого типа, то у газогидравлических есть существенное преимущество – возможность сжимать жидкость без перетекания при тряске, вибрациях и легких ударах. Такой тип амортизаторов быстрее реагирует и при правильных настройках адекватней в работе. С другой стороны, при тряске газ будет вспенивать масло, возможно появление воздушных пузырей, следовательно, пробоев в сопротивлении и снижения эффективности работы.
Правильная работа и признаки неисправности амортизатора
Если с амортизаторами и подвеской в целом все в порядке, то о них даже не вспоминаешь. Машину не трясет, она хорошо держит дорогу, слушает руль и тормоза, и даже шум при движении намного меньше. Совсем другая картина будет наблюдаться при повреждении амортизатора:
- Ход авто становиться рваным, рыскающим
- При разгоне, торможении и маневрировании ось, борт или отдельный «угол» проваливаются
- Возникают сложности в управлении, особенно на подъемах, спусках и неровном покрытии
- Возможно появление стука в подвеске и на кузове
Сначала это малозаметно, но довольно скоро, негативные эффекты начинают усиливаться. Если проигнорировать их, то есть все шансы, что это закончится аварией. Но похожие «симптомы» возникают и при проблемах с другими составляющими подвески, поэтому стоит знать, как проверить амортизаторы, чтобы убедиться, что проблема именно в них.
- В первую очередь необходимо внимательно, со всех сторон осмотреть амортизатор на предмет потеков и механических дефектов.
- Второй этап, это силовая проверка – нужно сильно пару-тройку раз нажать сверху вниз на каждое крыло.
Исправный амортизатор будет возвращать машину в исходное положение всего за одно движение, а вот более продолжительные раскачивания и тем более стуки свидетельствуют о поломке.
Из-за особенностей конструкции ремонт амортизаторов проводится редко, так как это долго, дорого и не дает полной гарантии. Лучше провести замену, выбрав подходящий по характеристикам в магазине или посоветовавшись с опытным консультантом.