Муфта сцепления — это часть модуля фрикционного сцепления автомобилей, оснащенных механической коробкой переключения передач. Она отвечает за рассоединение дисков. Данная статья посвящена конструкции и принципу работы муфты сцепления.

Муфта сцепления

Что представляет собой муфта сцепления

Сцепление в большинстве автомобилей строится на принципе взаимодействия нажимного и ведомого дисков, отвечающих за передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач, откуда он направляется к колесам. Чтобы разорвать связь дисков, используется специальная муфта.

Назначение муфты сцепления:

  1. Предотвращение преждевременного износа выжимного подшипника.
  2. Переадресация усилия от гидравлической или механической педали сцепления на выжимной подшипник и лепестки корзины сцепления.
  3. Позиционирование выжимного подшипника в пространстве. Благодаря муфте, сохраняется прямой угол между ним и лепестками корзины сцепления, за счет чего давление распределяется равномерно.

Из чего состоят муфты сцепления в разных автомобилях

Все муфты, используемые как в современных, так и в более старых машинах, представляют собой цилиндрические детали, отличающиеся лишь внешними признаками, размерами и расположением фиксационных элементов. В них можно выделить несколько основных частей:

  1. Посадочное место для выжимного подшипника, который и будет передавать импульс дальше для разрыва дисков в процессе работы педали.
  2. Упорные поверхности, которые взаимодействуют с вилкой сцепления. Имеют повышенное сопротивление износу.
  3. Посадочное отверстие. Предназначается для размещения муфты на первичном валу механической коробки передач, откуда она может передавать управляющий импульс на корзину сцепления.

Изначально муфты изготавливались исключительно из металла и были чугунными либо стальными. Однако современное развитие композитных материалов позволило облегчить конструкцию и начать использовать некоторые виды пластика. Основные различия между разными моделями при этом заключаются в расположении поверхностей, на которые воздействует вилка, а также размере посадочного места под подшипник.

Конструкция муфты сцепления

Конструкционно муфты делятся на несколько типов:

  1. Имеющие болтовые или шплинтовые системы сочленения с вилкой.
  2. Оснащенные цилиндрическими штырьками.
  3. Снабженные просто плоскими площадками под вилку без дополнительной фиксации.

Последний тип возвращается на исходную позицию после выполнения работы исключительно за счет обратного давления лепестков корзины. При наличии сочлененного соединения с вилкой муфта может отталкиваться от корзины при помощи дополнительного воздействия, что уменьшает уровень ее износа. Чтобы площадки, на которые воздействует вилка, могли прослужить как можно дольше, в некоторых случаях на них делают вставки из более прочного металла.

По принципу монтажа муфты сцепления можно разделить на:

  1. Имеющие наружный тип подшипника. Посадочное место под него представляет собой трубку, на которую его следует напрессовывать.
  2. Имеющие внутренний тип подшипника. Посадочное место имеет вид стакана с диаметром, подходящим для запрессовывания подшипника внутрь.

Чтобы добиться максимально эффективной работы при минимальной степени износа, могут применяться разнообразные виды подшипников: радиально-упорные, упорные, а также самовосстанавливающиеся.

Как работает муфта сцепления

Чтобы выполнять свою работу, муфта вместе с выжимным подшипником располагается на первичном валу коробки переключения передач. Подшипник в свою очередь устанавливается таким образом, чтобы находиться вплотную к лепесткам корзины сцепления. Вилка находится с противоположной стороны муфты и может оказывать на нее давление, в результате чего последняя будет перемещаться по валу и передавать импульс на лепестки корзины через подшипник.

Во время нажатия педали происходит воздействие на корзину сцепления, что приводит к разрыву связи между нажимным и ведомым дисками. Крутящий момент с двигателя перестает передаваться на КПП и появляется возможность безопасно переключить скорость. Плавно отводя педаль обратно, водитель совмещает между собой диски снова, что восстанавливает связь двигателя и остальной трансмиссии.

В состоянии покоя муфта может либо удерживать выжимной подшипник непосредственно около лепестков корзины сцепления, либо отводить его на некоторое расстояние. Однако в любом случае воздействия на корзину в этот момент не будет, что гарантирует максимально жесткое сцепление дисков и отсутствие пробуксовки.

5/5 - (1 голос)