Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) относится к уплотнителям, обеспечивающим герметичность двигателя автомобиля. С помощью этой детали осуществляется уплотнение контактных плоскостей ГБЦ и блока цилиндров. Чтобы мотор работал бесперебойно, при его ремонте и техобслуживании нужно заменить прокладку головки блока. От ее состояния зависит герметичность:

  • системы смазывания деталей двигателя (внутри мотора поддерживается необходимое давление, исключается утечка масла);
  • каналов системы охлаждения двигателя (исключается вытекание охлаждающей жидкости);
  • газораспределительной системы (исключается попадание отработанных газов в систему охлаждения).

Учитывая функции, которые возложены на прокладку ГБЦ, важно следить за ее состоянием и своевременно менять. Это не только обеспечит стабильную работу двигателя, а и продлит его ресурс.

Головка блока ГАЗ ЗМЗ 41 (В СБОРЕ) (НОВАЯ)
Головка блока ГАЗ ЗМЗ 41 (В СБОРЕ) (НОВАЯ)

Прокладки, используемые при ремонте мотора или замене головки блока

Для герметизации места контакта блока цилиндров и его головки используются несколько типов прокладок.

  1. Металлические – изделия из металла самые эффективные и надежные. При использовании металлической прокладки поверхностное давление равномерно распределяется по всей ее плоскости. Это гарантирует высокую герметичность места контакта ГБЦ и самого блока.
  2. Безасбестовые – эти прокладки имеют большой срок службы за счет низкой усадки и хорошей восстанавливаемости используемого для их производства материала.
  3. Асбестовые – изделия имеют схожие свойства с безасбестовыми прокладками. Для них характерна высокая эластичность, термическая устойчивость и упругость. Чаще всего асбестовые прокладки входят в состав ремкомплекта, используемого в тех случаях, когда делается замена головки блока цилиндров.

Как определить время замены прокладки?

Прокладка ГБЦ имеет большой эксплуатационный ресурс и точно сказать, на каком пробеге ее нужно будет заменить, достаточно сложно. Правда есть несколько факторов, по которым водитель может понять, что прокладка уже не выполняет надлежащим образом свои функции.

  1. В месте контакта блока и головки визуально видно протекание моторного масла, антифриза.
  2. Когда выполняется контроль уровня масла щупом, на его конце видны следы жидкости тускло-белого цвета. Это говорит о вероятном износе прокладки ГБЦ, что привело к тому, что антифриз просачивается в масло.
  3. Если из выхлопной трубы постоянно выходит дым с белым оттенком (за исключением момента прогрева мотора в холодный период), то есть высокая вероятность, что из-за износа прокладки антифриз попадает в цилиндры.
  4. Когда на поверхности антифриза в расширительном бачке видны следы масла, то значит, что прокладка уже не герметична и масло может просачиваться к каналам системы охлаждения.
  5. Жидкость в расширительном бачке начинает пузыриться (не кипит). Это указывает на то, что из-за поврежденной прокладки выхлопные газы оказываются в системе охлаждения.

При выявлении хотя бы одного из этих признаков нужно обратиться на автосервис, возможно уже нужно заменить прокладку головки блока цилиндров.

Пробитая прокладка головки
Пробитая прокладка головки

Последовательность процедур при замене прокладки

Установка прокладки ГБЦ аналогична для всех автомобилей. Отличие состоит в последовательности закручивания болтов и выборе величины затяжного момента. Эта техническая информация указана в эксплуатационной инструкции каждого автомобиля.

Прежде чем начать откручивать ГБЦ следует отключить и снять все навесные устройства и узлы, которые будут мешать ее демонтажу. Порядок демонтажных работ лучше записывать или обозначать на схемах, чтобы потом легче было устанавливать новую прокладку и прикручивать головку. Перед откручиванием болтов, удерживающих головку, рекомендуется их хорошо очистить от грязи. Это исключит срыв ключа, что может привести к повреждению головки болта. Откручивают болты постепенно, ослабляя каждый их них сначала на пол-оборота, а затем на один оборот.

После того, как болты откручены, выполняется снятие головки, старой прокладки и установки на ее место новой. Для того чтобы прокладка встала на свое место, ее нужно отцентрировать – для этого на блоке предусмотрены втулки. Установив прокладку ГБЦ, выполняется монтаж головки в обратной последовательности. Помогут в этом записи, выполненные в процессе демонтажных работ. Закручивать болты следует в том порядке и с тем усилием, что рекомендует завод-производитель. Для этой процедуры лучше всего подойдет динамометрический ключ.

Замена прокладки головки на 4-цилиндровом моторе
Замена прокладки головки на 4-цилиндровом моторе

Что нужно учитывать при замене прокладки ГБЦ?

Как заменить прокладку головки блока детально описывается в мануале каждого автомобиля. Выполняя эту процедуру, важно придерживаться нескольких несложных правил.

    1. Отсоединяемое навесное оборудование и места его подсоединения рекомендуется промаркировать – это упростит дальнейший процесс обратного монтажа.
    2. Покупая прокладку, следует убедиться, что она рассчитана на тот крутящий момент затягивания болтов, который рекомендуется заводом-производителем мотора.
    3. Перед откручиванием болтов их нужно хорошо очищать, а в процессе откручивания стараться не допускать срыва ключа. Откручивание выполняется постепенно пол-оборота.
    4. Установка головки блока цилиндров и подключение навесного оборудования выполняется в последовательности обратной демонтажу. Все работы следует выполнять аккуратно и осторожно.
    5. Для затягивания болтов нужно пользоваться только динамометрическим ключом, используя усилие, рекомендуемое производителем мотора.

Замена прокладки своими руками

Замена прокладки головки блока цилиндров
Замена прокладки головки блока цилиндров. Схематично.

Процесс замены устаревшей прокладки ГБЦ новой является достаточно простым и с ним может справиться любой автолюбитель, который хоть раз обслуживал свой автомобиль самостоятельно. Важно все работы выполнять не спеша, аккуратно и записывать весь ход своих действий. Перед тем, как начать работы по демонтажу головки, следует ознакомиться с эксплуатационным руководством автомобиля, а именно тем, как рекомендует производитель выполнять замену прокладки.

  1. Важным моментом является откручивание болтов. Как было сказано выше, перед откручиванием они очищаются от грязи и ослабляются постепенно, проворачивая их на пол-оборота. Срывать болты запрещается, в таком случае они не будут нормально держать головку.
  2. Нельзя начинать демонтаж головки до того момента, как будет отключено и снято все дополнительное оборудование (снимаются все ремни, демонтируются фильтры, отключаются электрические устройства, которые могут стать преградой для снятия головки).
  3. Как только головка блока будет снята и удалена старая прокладка, на ее место можно устанавливать новую. Выравнивается прокладка по втулкам, после чего головка ставится на прежнее место и закручивается болтами по определенной схеме. Чтобы болты затягивать с нужным усилием, следует пользоваться только динамометрическим ключом.

Если Вы не уверены, что сможете самостоятельно заменить прокладку головки блока цилиндров, лучше обратиться за помощью к специалистам. Опытные механики автомастерской выполнят эту процедуру быстро и в соответствии с установленными правилами.

0