Что такое карданный вал? Говоря простым языком, карданный вал – это составная часть трансмиссии многих автомобилей. Деталь передаёт энергию от коробки передач к редукторам моста. Изобретение карданного вала датируется многими веками. Несмотря на то, что механизм кажется простым, физика, лежащая в основе этого механизма, довольно сложна и интересна. В большинстве статей читателей, пытающихся понять, как работает карданный вал, бомбардируют сложными объяснениями. В этой статье мы разберем принцип работы карданных валов, и объясним, когда нужно балансировать карданный вал.

Что такое карданный вал
Карданный вал

Принцип работы карданного вала

Карданный вал состоит из нескольких отдельных частей:

  • Центральный вал;
  • Подшипник;
  • Крестовина;
  • Двойной шарнир:
  • Шлиц;
  • Уплотнители;
  • Крепления.

Карданный вал, также известный как шарнир Гука, используется для передачи механической энергии между двумя валами от коробки передач к редуктору заднего моста.

Как работает карданный вал? Одна из основных деталей – это центральный вал, по виду напоминающий стальную трубу. После него идут крестовины, выполненные в форме креста. Их основная функция– следить за тем, чтобы все детали трансмиссии работали под определенным углом.

Двойной шарнир состоит из 3 основных частей, двух хомутов и крестовины. Хомуты соединены через крест, как показано на рисунке. При таком расположении выходной вал может поворачиваться на широкий диапазон углов.

Входной и выходной валы соединены по прямой. В этом случае движение действительно просто. Входной вал повернет крест, а крест повернет выходной вал. Входной, и выходной валы будут вращаться с одинаковой скоростью.

Как видно, конструкция передачи карданного вала не сложная. Часто, механизм крепится при помощи шлицевого соединения к коробке передач.

как работает карданный вал

Классификация карданных валов

Теперь давайте рассмотрим классификацию карданных валов:

По цели применения этот элемент можно разделить на две категории:

  • Основная используется как опора для ведущих колес;
  • Вспомогательные — используются для вспомогательного оборудования, например, для насосов;

По типу конструкции и расположению:

  • Закрытый — когда карданный вал устанавливается внутри;
  • Открытый — когда установлен независимо от других элементов.

По количеству опоров:

  • Две опоры – отсутствует подшипник, устанавливается на грузовые автомобили.
  • Три опоры – встроен один подшипник, соединяющий два вала.
  • Четыре опоры – содержит несколько валов, соединенных двумя подшипниками.

Как изготавливается кардан

Карданный вал производится из металла. Данный подход позволяет значительно экономить вес автомобиля. На концах карданного вала установлены специальные шарнирные элементы, что позволяет ему поворачиваться на определенный угол и успешно передавать механическую энергию редуктору заднего моста. Внешний подшипник служит своеобразным фиксатором устройства в пространстве под кареткой.

когда нужно балансировать карданный вал

Преимущества и недостатки

Преимущества включают:

  • Прочность и долговечность;
  • Возможность ремонта без затруднений.

К недостаткам можно отнести:

  • Устройство значительно увеличивает вес автомобиля.
  • При возникновении неисправностей комфорт вождения снижается из-за вибраций ударов.

Признаки поломки карданного вала

Когда нужно балансировать карданный вал? Как автомобилисту, вам стоит обращать внимание на нижеперечисленные признаки. Если вы обнаружили что-нибудь из перечисленного, крайне важно произвести ремонт, правильно собрать кардан и установить его в автомобиль.

  1. Скрип и шум. Несмазанный контакт металла с металлом между подшипниками и цапфой создает трение и скрип. Наиболее заметно на более низких скоростях.
  2. Стук. Люфт в соединении приводит к тому, что приводной вал при зацеплении начинает стучать. Наиболее ярко это проявляется при переключении между приводом и реверсом. Также щелчок или хлопанье.
  3. Вибрация. Достаточный износ в конечном итоге выведет приводной вал из равновесия, вызывая постоянную дрожь. Трансмиссия, возможно, получила повреждения.
  4. Утечка трансмиссии. Это может быть симптомом другой проблемы, но вибрация приводного вала, вызванная незакрепленным соединением, может повредить уплотнение на вашей трансмиссии.
  5. Автомобиль не заводиться. Довольно понятно и легко заметить. Отказ вала препятствует функционированию приводного вала, поэтому автомобиль будет работать на передаче, но не заведется.
  6. Деталь отсоединилась от коробки передач. Вал полностью вышел из строя и больше не может удерживать приводной вал. Вызовите эвакуатор и достаньте чековую книжку.

В этой статье мы вкратце разобрали, что такое карданный вал, как он работает и когда его нужно балансировать.

  • Карданный вал – это механизм, передающий энергию между валами.
  • Механизм изготавливается из прочной стали.
  • Существуют разные виды валов по цели применения, типу и количеству опор.
  • В случае, если вы обнаружили подозрительные звуки при зажигании автомобиля, вам стоит проверить исправность карданного вала, и при необходимости, сбалансировать его.

Надеемся, представленная информация была для вас полезной.