Палец рулевой тяги представляет собой шаровый шарнир системы рулевого управления автомобилем или другим транспортным средством на колёсном ходу. Стальной опорный стержень, имеющий шаровую головку и наконечник с резьбой для удобства монтажа, играет роль поворотной оси и выполняет несущую функцию.

Палец рулевой тяги

При помощи пальца выполняется соединение системы тяг и деталей рулевого управления в одно звено. Шарнир позволяет обеспечить свободу перемещения деталей рулевого управления в горизонтальной и вертикальной осях. Тем самым обеспечивается исправная и надёжная работа системы управления автомобилем. Независимо от степени загрузки машины, положения колёс, наличия неровностей на проезжей части, все элементы выполняют свою функцию, свободно вращаясь в необходимом направлении.

Конструкция пальца рулевой тяги

Узел классифицируется в зависимости от назначения и места установки. Некоторые модификации имеют конструктивные отличия.

  1. Шаровый палец.
  2. Брудозахисний ковпачок.
  3. Корпус шарніра.
  4. Вкладиш.
  5. Пружина.
  6. Заглушка.

Виды пальцев рулевых тяг в зависимости от назначения, подразделяются на:

  • Соединительные, обеспечивающие взаимосвязь тяг, поворотных кулаков и элементов рулевой трапеции;
  • Сошкового типа, связывающие сошку рулевого управления с тягами.

Различные модификации систем управления колёсами и модели автомобилей имеют до шести шарниров. Один из них сошкового типа, остальные – соединительного. Шаровый шарнир унифицирован с пальцем. Это сделано для взаимозаменяемости при ремонте. Большинство автомобилей имеют взаимозаменяемые элементы. Пальцы и сошкового, и соединительного шарнира одинаково подходят друг другу.

Отличия шарниров легковых автомобилей

Точёная деталь состоит из трёх базовых элементов: головки, выполненной в виде целой или полусферы; конического пальца, соединяемого с другими тягами и резьбового наконечника, фиксирующего шарнир. Палец выполняется в виде самостоятельной детали рулевого управления. Наконечник выполняет функцию корпуса, внутри него располагается палец рулевой тяги.

Конический стакан наконечника имеет вкладыш скольжения, предохраняющий контактную поверхность от повышенного износа. Он располагается по всей поверхности головки и обеспечивает перемещение пальца в диапазоне 15-200 в любой плоскости. Вкладыши изготавливают из полимерных материалов или производят в виде двух разборных половин. Второй вариант чаще можно встретить в конструкции грузовых автомобилей. Разборные вкладыши по типу расположения подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

Снизу стакан закрывается технологической крышкой. Между ней и вкладышем монтируется упругая пружина для улучшения контакта поверхностей. Корпус шарнира закрывается пыльником, предохраняющим узел от загрязнений и воды. Ответная часть тяги связывается с конической частью пальца. Корончатые гайки позволяют выполнить гарантированное закрепление узла в системе рулевого управления.

Такой принцип устройства имеют все шарнирные механизмы рулевых тяг автомобилей. Отличия одних модификаций от других не принципиальны и сводятся лишь к применяемому типу крепёжных гаек, расположению пальцев в общей системе, применяемому типу пружин (жесткость, марка стали, количество витков и т.д.).