Что такое шкворень?

Шкворень – металлический стержень, силовой элемент и поворотная ось колеса, являющегося управляемым. В широком смысле, деталь поворотного соединения, используемого в автотракторной технике.

Что такое шкворень?

Шкворень применяется:

  • в качестве элемента, обеспечивающего соединение балки со, смонтированными в управляемых колёсах, поворотными кулаками;
  • в навесках тракторной техники (сзади или впереди транспортного средства);
  • в роли основной детали сцепного устройства, обеспечивающего соединение прицепов, полуприцепов с тягачом.

На данную запчасть возлагается выполнение ряда функций:

  • играет роль поворотной оси деталей, соединённых шарнирно;
  • выступает в роли силового элемента. Соединяет части шарнирных узлов;
  • задаёт требуемое рабочее положение элементов конструкции, соединённых шарнирно;
  • участвует в распределении смазки, подаче к трущимся поверхностям.

Состояние данной запасной части оказывает непосредственное влияние на безопасность и надёжность управления транспортным средством. Существенные нагрузки, воспринимаемые ей при работе, приводят к её износу, что требует выполнения своевременной замены.

Для правильного выбора требуемой запчасти необходимо учитывать конструктивные особенности и типы шкворня.

Существующие конструкции и типы шкворня

Вся выпускаемая продукция данного ассортимента подразделяется на несколько групп:

  • деталь, используемая в конструкции поворотного кулака, цапфы, установленной в управляемом колесе трактора, автомобиля, иного транспортного средства;
  • модель, применяемая в конструкции полуприцепа, а также седельно-сцепного устройства тягача (ССУ);
  • шкворень, используемый для навесок и различных прицепных устройств.
Соединение шкворня и поворотного кулака

Шкворень поворотной цапфы, кулака

Представляет деталь конструкции, выполняющую задачу удержания колеса, с восприятием всех нагрузок, последующим распределением на раму транспортного средства.

По конструктивному исполнению и применимости, подобные детали делят на две подгруппы:

  • применяемые в шкворневых узлах, укомплектованных сквозным шкворнем;
  • используемые для аналогичных узлов, с парой подобных деталей, устанавливаемых раздельно.

Сквозной шкворень предусматривает его пропуск через обе точки соединения мостовой балки с поворотным кулаком (сверху, снизу). Следовательно, на каждом мосту, в этом варианте, применяется два шкворня.

Шкворень поворотной цапфы

Подобное соединение наиболее надёжное и простое. Но применяется только в транспортных средствах, имеющих задний ведущий мост. Объясняется это тем, что деталь проходит сквозь ось балки. Поэтому установить полуоси, другие детали, невозможно.

Раздельные шкворни, имеющие меньшую длину, обеспечивают независимое соединение балки и поворотного кулака в 2 точках, сверху и снизу. На один мост используется 4 подобные детали.

Эти соединения сложнее в техническом плане, однако допускают монтаж на ведущих мостах. Подобная установка шкворней оставляет достаточно места для монтажа шарниров либо полуосей, и обеспечивает передачу крутящего момента на управляемые колёса с редуктора.

Конструкция шкворня

Конструкция шкворня 1 и 2 типа различна

Сквозной изготавливается из стали. Имеет переменный либо постоянный профиль. На его поверхности, в зависимости от модели, выполняются каналы для подачи смазки, выточки, в которые упираются фиксирующие штифты. На штифте выполняются шейки, сверху и снизу. Ряд моделей имеет резьбу, используемую для крепления шкворня в цапфе (вариант, кулаке). Использование подшипников разных типов (качения, скольжения), установленных в специальных отверстиях, имеющихся в мостовой балке, поворотном кулаке, позволяет установить шкворень в нужное место, выполнить соединение упомянутых элементов.

После установки шкворень фиксируется штифтом (боковое закрепление), резьбой, крышками (верх, низ). В крыше, поворотном кулаке крышке может предусматриваться наличие маслёнки.

Предусмотрена установка шкворня с использованием:

  • вкладышей, подшипников скольжения;
  • роликоподшипников с цилиндрическими или игольчатыми телами качения.

Ряд типов шкворней рассчитан на комбинированную установку. Сверху вкладыш, снизу используется опорный подшипник.

Раздельные шкворни, укомплектованные сферическими вкладышами, выделяются в специальную группу. Нижней стороной они фиксируются на балке (чаще всего, жёсткая фиксация достигается парой резьба/гайка). На другой выполнена сферическая головка. Ей шкворень упирается в, имеющейся на корпусе такой делали, как поворотный кулак, сферический вкладыш. Этот вариант достаточно широко применялся на УАЗ ранних выпусков.

Шкворни рассмотренных типов выполняются из легированных и углеродистых конструкционных сталей разных марок, допускающих цементацию наружных поверхностей (так именуется термообработка, позволяющая повысить твёрдость детали), имеющих значительную вязкость.

Данные детали отличаются повышенной износоустойчивостью, существенной прочностью. Это гарантирует надёжность всего сборочного узла.

Шкворни для седельно-прицепных устройств

Это одна из деталей шарнирного соединения любого полуприцепа, с устройством ССУ, установленным на седельных тягачах. Деталь монтируется на полуприцепе, вставляется в ССУ, надёжно закрепляется в последнем. Это обеспечивает гарантированное удержание полуприцепа, сохраняет возможность поворота при движении и маневрировании.

Шкворни данной группы стандартизованы. По диаметрам (в миллиметрах), которые имеют сопрягаемые поверхности детали, различают три основных типа:

  • 100;
  • 89 (в дюймах 3,5);
  • 50,8 (соответственно, 2,0”).

Шкворни первого типа применяются только на технике, изготовленной в России. Детали 2 и 3 типа полностью отвечают положениям международных нормативов.

Шкворни этой группы изготавливаются в двух вариантах:

  • с фланцем;
  • не имеющие такового.

1 тип представляет стержень с фланцем. Монтаж к полуприцепу предусматривает болтовое соединение. Ставится на внутренней либо внешней поверхности донной части полуприцепа. Возможна комплектация фланцами, рассчитанными под винт, имеющей потайную головку, либо стандартный болт.

Вторая версия представляет стержень, имеющий сверху внешнюю резьбу. Ставится в приваренную на полуприцеп втулку.

Независимо от варианта, шкворни данной группы конструктивно производятся одинаково. Это стержень цилиндрического типа заданной длины. Снизу на нём выполняется проточка фиксированной ширины, являющаяся сопрягаемой поверхностью. Её деталь вставляется в ССУ, где прочно фиксируется благодаря форме конструкции. Сверху, с учётом типа детали, может выполняться фланец (вариант, резьба).

Шкворень для навесок и прицепных устройств

Эти подели применяются при необходимости соединения навесного оборудования (различных прицепов) с устройствами на бамперах транспортного средства (впереди, сзади) и различными навесками.

Такие шкворни часто именуются «палец». Производители предлагают их в многовариантных исполнениях, различных конструкциях.

Самое простое представляет палец, имеющий снизу отверстие для монтажа фиксирующего устройства (например, пальца), а сверху расширение, по форме напоминающее грибок.

Остальные модели отличаются более сложными конструкциями. Могут комплектоваться разнообразными фиксирующими устройствами, разными крюками, иными вспомогательными деталями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Call Now Button