Своевременное техническое обслуживание одинаково важно для всех автомобилей. Это помогает предотвратить неожиданные поломки транспорта. Кроме обязательных проверок двигателя, трансмиссии и подвески, необходимо осуществлять регулярный осмотр электрических узлов. Особенно важно проводить осмотр ремня генератора, следить за силой его натяжения. От этого зависит степень заряда аккумулятора, а также долговечность некоторых деталей. Давайте разбираться, как натянуть ремень генератора, не прибегая к услугам автосервиса.
Проверка уровня натяжки ремня генератора
Чтобы знать, как правильно натянуть ремень генератора, в первую очередь необходимо определить уровень его натяжки. Важно понимать, что ремень должен быть не только не ослабленным, но и не перетянутым.
В первом случае неточный уровень натяжки может стать причиной проскальзывания ремня. В итоге – низкий уровень заряда аккумулятора, большая нагрузка на электроснабжение бортовой сети машины, сокращение срока службы ремня из-за сильного нагревания. Сильное натяжение приводного ремня также приводит к его неумеренному износу и обрыву. Кроме этого — заметно сокращается время исправной работы подшипников вала генератора и коленчатого вала.
ВАЖНО! Поскольку значения усилий нагружения и допустимых прогибов ремня уникальны почти для каждого транспортного средства, необходимо заранее найти нужную информацию (в мануалах к ТС, в инструкции). Стоит отметить, что значения усилий различаются в зависимости от: марки автомобиля, его модели, от самих генератора и ремня и наличия допустановок (гидроусилитель, кондиционер). Так, например, для ВАЗ пределы отклонения – до 15 мм, для Nissan Tiida – 4,5 – 5 мм.
Для проверки силы натяжения ремня необходимо:
- положить неширокую полоску из металла сверху коленвала и шкива генератора;
- нажать на ремень в самом продолговатом участке между шкивами (с силой ≤ 10 кг);
- замерить линейкой прогиб.
Стоит отметить, что слабую натяжку иногда можно определить без визуального осмотра по следующим признакам:
- при увеличении оборотов двигателя слышен свистящий звук (часто – при начале движения, при смене передач);
- в темное время суток фары постоянно меняют яркость (при работающем генераторе).
При выявлении отклонений от установленной меры, ремень стоит отрегулировать (при помощи планки, болта, ролика), или заменить его.
Натяжение с помощью регулировочной планки
Подтянуть ремень генератора с помощью регулировочной планки довольно несложно. Как правило, такой способ натяжки подходит более старым автомобилям («ВАЗовская классика»).
Суть этого метода в том, что при помощи дуговидной планки, болта и гайки, генератор крепят к двигателю. При ослаблении крепления планку можно перемещать. Что, в свою очередь, удобно для настройки уровня натяжения приводного ремня.
Действия при натяжении с планкой:
- открутить крепеж на планке (гайку);
- отодвинуть генератор (подходящим инструментом);
- закрепить генератор, затянуть ослабленные гайки;
- повернуть ключом коленвал на 2 или 3 оборота;
- проверить работу (можно немного проехать).
Натяжение при помощи регулировочного болта
Натянуть ремень генератора можно и при помощи регулировочного болта. Это более передовой метод и подходит большому количеству автомобилей. Этот способ заключается в следующем: положение генератора регулируется прокручиванием специального болта.
Этапы натяжки:
- расслабить крепления генератора сверху и снизу;
- плавно прокрутить регулировочный болт (по ходу часовой стрелки), поменять положение генератора;
- закрутить крепления, закрепить генератор;
- повернуть на 2 или 3 оборота коленчатый вал;
- проверить ремень после поездки (первой после натяжения).
Регулировка натяжения с помощью ролика
Натянуть приводной ремень можно еще одним способом – при помощи регулировочных роликов. Такой способ актуален для более «свежих» машин. Например, для Ford Focus или LADA Priora (при наличии ГУРа и кондиционера).
Для натяжки приводного ремня последней необходимо сделать следующее:
- при помощи ключа на 17 слегка открутить болт, удерживающий регулировочный ролик;
- специальным ключом (с двумя стержнями Ø 4 мм) повернуть ролик для уменьшения/увеличения натяжки ремня;
- закрутить болт, зафиксировать ролик;
- проверить натяжение (завести машину, включить свет).
Стоит отметить, что для LADA подтягивать ремень рекомендуется каждые пройденные 15 000 км, а менять — через каждые 60 000 км.
Для автомобилей Ford Focus регулировка натяжения происходит одним из способов – при помощи механического или автоматического ролика. В последнем случае натяжение приводного ремня делают при помощи встроенных пружин. При регулировке механическим роликом – монтировкой и несколькими гаечными ключами.
Добавим, что некоторые модификации Ford Focus лишены регулировки натяжения ремня. Потому, в случае его ослабления есть только один выход – заменить его.
Заключение
Генератор играет одну из особых ролей в автомобиле – вырабатывает электроэнергию из механической. Передача такой энергии осуществляется при помощи приводного ремня, и от того, как он натянут, зависит работа всей электросистемы машины.
Для того, чтобы ваш транспорт легко заводился и исправно работал, важно проводить своевременную диагностику ремня генератора и уровня его натянутости. И для этого нет необходимости ехать на СТО. Натянуть приводной ремень можно своими силами – при помощи ролика, регулировочной планки или болта. Достаточно иметь минимум инструментов под рукой, и знать – какая норма отклонений натяжения характерна для вашего автомобиля.